Arms
 
развернуть
 
660064, Красноярский край, г. Красноярск, просп. Красноярский рабочий, д. 183 Б
Тел.: (391)263-63-43 (приемн.), 263-63-37 (гр.отд)
263-63-38 (уг.отд.)
sverdl.krk@sudrf.ru
660064, Красноярский край, г. Красноярск, просп. Красноярский рабочий, д. 183 БТел.: (391)263-63-43 (приемн.), 263-63-37 (гр.отд); 263-63-38 (уг.отд.)sverdl.krk@sudrf.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 29.01.2025
Государство убережет россиян от излишних трат: Почему актуален законопроект о защите от навязывания услугверсия для печати
Продавать россиянам дополнительные услуги и товары можно будет только с их согласия. Это предполагает правительственный законопроект, который Госдума приняла в первом чтении.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила депутатам, что меры направлены против недобросовестных продавцов товаров и поставщиков услуг. "Законопроект следует рассматривать как системный шаг в сторону формирования цивилизованного потребительского рынка", - подчеркнула она.

Согласно инициативе, только после заключения договора можно будет предлагать покупателю дополнительные услуги. А если недобросовестный продавец предоставит недостоверные сведения, попытается манипулировать, и покупатель сочтет себя обманутым, то он сможет оспорить покупку и вернуть свои деньги.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова: Законопроект следует рассматривать как системный шаг в сторону формирования цивилизованного потребительского рынка
Таким образом, продажа дополнительных товаров, услуг и работ будет разрешена только с согласия потребителя, пояснил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Также нормы, по его словам, позволят исключить проставление галочек "автоматом" о согласии на покупку такого рода дополнений. Граждане получат право отказаться от оплаты навязанных товаров, а если списание денег произошло - потребовать их возврата, добавил спикер.

Когда это актуально
Чаще всего подобное происходит при покупке авиа- и железнодорожных билетов в интернете, уточнил он. "Люди даже не замечают, как автоматически им предоставляют дополнительные платные услуги в виде страхования, смс-оповещения и так далее", - пояснил политик. Речь о ситуации, когда при онлайн-покупке уже проставлена отметка о согласии на расширенное страхование жизни, на различные другие сервисные опции и т. п.

Еще один распространенный способ навязывания, который назвал Володин, - это замена услуг, которые положены гражданам по полису обязательного медицинского страхования, на платные. Он добавил, что 43 процента опрошенных граждан подтвердили, что оказывались в подобной ситуации.

"Важно сделать все, чтобы защитить граждан от излишних трат, заключения договоров на невыгодных для них условиях", - заявил Володин. Он добавил, что речь может идти о манипуляциях, а в отдельных случаях - об угрозах и шантаже.

Сколько случаев обмана
Проект закона был подготовлен по поручению премьер-министра Михаила Мишустина кабмином совместно с депутатами фракции "Единая Россия", уточнил председатель комитета комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Он привел статистику, которая показывает, что рост выявленных подобных правонарушений весьма значителен.

"В докладе о состоянии защиты прав потребителей за 2023 год приводятся такие цифры: в 2020 году было выявлено 1109 правонарушений по статье 16 закона о защите прав потребителей, - сообщил профильный депутат. - В 2023 году таких нарушений уже было 3179, то есть, увеличение фактически в три раза. В данном законопроекте есть целый ряд новелл, которые предотвращают возникновение подобных случаев".

Нюансы законопроекта
Гутенев назвал важный нюанс: в случае возникновения спора бремя доказательств будет лежать на продавце или поставщике услуг: то есть именно он должен будет доказать, что не навязывал услуги или товар, и "это было свободное решение" покупателя. Парламентарий также уточнил, что договор должен быть составлен обязательно в письменной форме.

Депутат также рассказал, что меры против проставленных автоматом "галочек" актуальны не только в тех случаях, когда речь идет об онлайн-покупке билетов. Это распространено также при получении кредитов, при платежах за ЖКХ (навязываться может страхование имущества, кабельное телевидение или консьерж).
Особое внимание депутаты обратили на практику автодилеров. "Верховный суд уже рассматривал конкретные примеры, которые показывают, что иногда стоимость услуг в автосалоне в разы превышает ту, что человек мог бы получить за периметром этого дилерского центра, - отметил Гутенев. - Ко второму чтению законопроекта мы подготовим поправки, которые более подробно опишут ситуацию при покупке автомобиля в дилерских центрах".

Предполагается, что потребитель в случае, если навязывание нанесло ему вред, в том числе материальный, вправе затребовать у продавца компенсацию. А само навязывание может быть чревато штрафом в размере до 40 тысяч рублей для юридических и до четырех тысяч рублей для должностных лиц.

Однако не исключено, что ответственность будет усилена - глава профильного комитета анонсировал изменения в КоАП. Проработку таких норм подтвердила и Анна Попова.

опубликовано 29.01.2025 13:59 (МСК), изменено 29.01.2025 14:05 (МСК)